МВФ

 
Главная
О фонде
История

Условия предоставления кредитов

Статьи
Контакты
Карта сайта
Ссылки

Реклама


 

Условия предоставления кредитов МВФ

 
 


Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.

В отличие от Всемирного банка деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Первый этап кредитных отношений страны-реципиента начинается со вступления страны в МВФ. Далее эксперты Фонда определяют размер первичной помощи. Первые транши обычно оговариваются декларативными условиями. Например,при вступлении России в МВФ и получении первого кредита от неё потребовали удержания дефицита госбюджета в определённых рамках и контроля за приростом денежной массы. Эти требования вполне вписываются в моне-таристскую концепцию регулирования денежного сектора. Безусловно, эти меры не могли бы осуществиться без их поддержки российским политическим истеблишментом. Правительство Гайдара вообще построило всю экономическую политику на основе монетарных требований. Причём за основу была взята не концепция классического монетаризма, а синтетическая конструкция, построенная рядом отечественных экономистов.

Первый период кредитных отношений в России, когда требования по кредитованию были минимальны, продолжался с 1992 по1994 годы. В этот период ей был предоставлен кредит в $1.145 млрд. Надо ещё заметить, что в этот период только начиналось становление российской экономической и политической систем. Кредиты, таким образом, носили ещё и политическое значение.

Каждая страна, вступающая в МВФ, должна выполнить ряд требований касающихся некоторых сторон экономической политики. Это наличие утверждённого до начала нового финансового года федерального бюджета, сохранение стабильного налогового режима и т. д.

Первый этап характерен и относительно небольшими размерами кредитования. МВФ предоставляет небольшие кредиты, но даёт понять, что при выполнении его условий размеры кредитования возрастут.

На данном этапе государство получает экономическую и политическую поддержку, в обмен на ряд условий, прежде всего декларативного характера. Однако на этом этапе у государственной элиты начинает складываться мнение об абсолютной необходимости получения кредитов и возникает соблазн включать в государственный бюджет обещанные Фондом кредиты. Таким образом, возникает зависимость от кредитной поддержки Фонда. У МВФ также есть определённая заинтересованность на этом этапе. Помимо долгосрочных перспектив, Фонд получает определённый контроль над экономической политикой страны, и косвенно направляет её в интересах главных кредиторов. Дальнейший ход событий в общем прогнозируется легко. Страна, начав строить новую экономическую структуру, обращается за помощью к Фонду. Дальнейшая её судьба накрепко связана с МВФ.

Итак, для первого этапа характерны следующие черты:
1. Фонд предоставляет кредиты не обуславливая их какими-либо важными требованиями.
2. Размер кредита зачастую оказывается незначительным.
3. Имеется обоюдная выгода
4. МВФ получает нового члена клуба
5. страна способна выправить пошатнувшееся экономическое положенние.

В дальнейшем ситуация может развиваться двумя путями:
- страна выправит своё положение и не будет нуждаться в дальнейшем кредитовании;
- стране не удастся улучшить своего положения и она вынуждена будет просить очередной кредит.

Рассмотрим второй случай.
Изменение требований: от деклараций к экономической политике.
Согласно ”Положению международного валютного фонда” страна должна проводить вполне определённую экономическую политику.
Страна:
- прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств;
- стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев.

Что же на практике означают эти требования?
Страна должна проводить “упорядоченную” политику. Однако критерии этой упорядоченности определяются экспертами Фонда. Эти эксперты предлагают странам в принципе общий рецепт, составленный по моне- таритским концепциям. Программы имеют некоторые национальные особенности, но остов их определяется специалистами МВФ. В принципе определённые условия экономической политики оговариваются со страной при вступлении в МВФ. Однако на втором этапе проведение нужных Фонду мер в экономике принимает исключительное значение.

Аргентина вступила в МВФ в 1956 году. К 1984 году правительство страны оказалось не в состоянии оплачивать свои долги как МВФ, так и зарубежным банкам и иностранным частным лицам. Длительные переговоры закончились принятием аргентинской стороной так называемого плана "Аустраль". Он включал в себя: "введение режима жёсткой экономии, сокращение заработной платы на 20%, значительное уменьшение госрасходов, проведение дефляционной политики". Фактически антиинфляционная политика свелась к замораживанию цен и заработной платы. Однако заработная плата оказалась "более замороженной", чем цены, сократившись за год в реальном выражении на 29%.

В рамках так называемого Финансового плана на 1984-85 год была реструкторизирована внешняя задолженность на общую сумму в $19 млрд., из них $1,8 млрд. приходилось на долю Парижского клуба, $16,6 млрд. на зарубежные коммерческие банки и $913 млн. на зарубежных частных лиц. Правительство получило кредит на $2 млрд. из них $1,2 млрд. давал МВФ. В итоге к 1991 году экономика Аргентины оказалась в крайне неудолетворительном состоянии. Лишь к середине 90-х годов ситуацию удалось несколько выправить.

Итак, сделаем выводы, касающиеся второго этапа.
На данном этапе МВФ представляет программу ,составленную экспер-тами Фонда или близкими к ним по духу отечественными экономистами.
От страны требуется выполнение ряда условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета.
Размеры помощи, выделяемой на втором этапе, большие, чем на первом, однако, выдаются стране частями (траншами), после выполнения страной оговорённых условий.
За выполнением условий кредитования осуществляется мониторинг представителями Фонда.
Выгодой на данном этапе для страны является получение кредитных ресурсов (хотя в итоге страна может оказаться в проигрыше, взяв кредиты и не решив своих задач)
Выгода МВФ в размещении своего капитала и в установлении более тесных связей со страной
Выгода для стран кредиторов в расширении рынка сбыта своей продукции и улучшении условий этого сбыта; упрощении проитока в страну спекулятивного капитала; приобретении рычагов политического давления на страну.

© 2001-2017 Inc. All rights reserved.   Оптимизация, продвижение, раскрутка сайта